Первый фильм дилогии начинается в грузинском квартале в Москве и кратко описывает сближение двух стран и народов до XVIII века, упоминает Георгиевский трактат как рубеж к государственному единству, закрепление грузинской элиты в российской и отношения православных церквей. Крепнет традиция «грузинских русских», а представители «золотого века» русской культуры — Пушкин, Грибоедов, Лермонтов — открывают Грузию для образованной России.
Многообразно грузинское участие в судьбоносных пред- и революционных событиях XX века. После прихода большевиков к власти грузины, эмигрировавшие на Запад, становятся там посланниками русской культуры. В составе советской федерации в ходе многолетних репрессий Грузия лишается значительной части национальной элиты.
После смерти Сталина — эти события отражены во второй серии фильма — тбилисское восстание становится первым массовым публичным выступлением против Советской власти, а к концу советского строя Грузия — единственная из республик СССР — закрепляет особый статус национального языка, что поспособствует постсоветскому национальному возрождению. В деталях показана роль Грузии и грузин в неполитической жизни страны времен позднего социализма: край остается доступной вольницей для членов творческих союзов, это важнейшая — после России — кинореспублика и край самых пылких спортивных болельщиков.
Автор и ведущий фильма — журналист Леонид Парфенов, автор документально-просветительских фильмов «Живой Пушкин», «Глаз Божий», «Зворыкин-Муромец», «Цвет нации», «Русские евреи» и многих других.