На поверхности это производственный детектив про спеца по прослушке средних лет с безупречной профрепутацией и нечистой совестью. По сюжету он делает заказ для безымянной корпорации, да и влипает в кровавую треугольную мелодраму с большим боссом, его женой и ее любовником, где скоро становится непонятно, кто жертва, а кто злодей.
По сути же «Разговор» — это «Фотоувеличение», переведенное из мира видимостей в мир дрожащего звука и переснятое в новостных реалиях Уотергейта; экзистенциальная драма и политический комментарий, притворившиеся триллером, но никого тем не обманувшие — кроме оскаровских академиков, не давших фильму ничего. Жюри Каннского фестиваля, напротив, вручило «Разговору», как и «Апокалипсису» пять лет спустя, «Пальмовую ветвь» за лучший фильм. Что неудивительно, ибо это еще и самый «европейский» фильм Копполы. И дело не только в антониониевском анамнезе. Слухач и энтузиаст фри-джаза, сыгранный Хэкменом так, что Станиславский до сих пор курит в сторонке, наследует не только «степному волку» (в чем признавался сам ФФК), но и всем «человекам в футляре» и «людям без свойств», затерявшимся в лабиринтах плохо постижимого бытия, где хозяйничают неподконтрольные протагонисту силы.
Автор текста: Леонид Александровский