Униженные и оскорбленные

Униженные и оскорбленные /Фестиваль «Центр»/

Режиссер: Марина Разбежкина
Премьера нового фильма Марины Разбежкиной, который представляет собой кинодокументацию концертной версии одноименного произведения Алексея Сысоева
Режиссер:Марина Разбежкина
Язык:русский
Время:02 ч 46 мин
Возраст:18+

Униженные и оскорбленные
ЦДК в Музее Москвы
Фестиваль «Центр»

Премьера нового фильма Марины Разбежкиной, который представляет собой кинодокументацию концертной версии одноименного произведения Алексея Сысоева
«Униженные и оскорбленные» (первая часть цикла произведений Алексея Сысоева «Some stories Or Lack Thereof») — кантата для 12 исполнителей, слова народные.

Перед показом состоится дискуссия «Искусство в токсичной среде» с участием режиссера документального кино Марины Разбежкиной, композитора Алексея Сысоева, заместителя главного редактора и редактора раздела «Общество» интернет-издания Colta.ru Михаила Ратгауза, журналиста Юрия Сапрыкина и композитора Александра Маноцкова. Они поговорят о том, почему людей раздражает современное искусство, и как художник может работать в агрессивной общественной среде. 

Вход на дискуссию свободный при наличии билета на фильм
Дата и время дискуссии: 10 сентября 18:00

Комментарий режиссера Марины Разбежкиной: 

Впервые я услышала «Униженных» в театре.doc, и поняла, что очень хочу их снять, сделать «киноувеличение». Я не разобрала в тот раз ни слова из текстов «оскорбленных», меня поразила музыка – она прекрасна, и лица музыкантов. Они, лица, жили вместе с музыкой, страдали, восхищались, удивлялись, разговаривали. Это был не сегодняшний разговор. Он возник откуда-то издалека, почти из античности, где умели говорить. Эти лица надо было непременно увидеть тем, кто слушает.

В музыкальном, вертикальном анамнезе «Униженных» ориентиром служат, по словам композитора, «Гольдберг- вариации» Баха, в изобразительном - «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

В горизонтальном же пространстве музыки Сысоева – современная городская среда с ее нетерпимостью к любому культурному инакомыслию, в том числе и музыкальному.

Народ здесь кричит, а иногда мычит из всех углов своих кирпичных городов, предварительно закрыв двери для музыки.

Поразительно, что исполнители «Униженных и оскорбленных» не разделяют высокое и низкое, кажется, прямо из музыки рождаются тесты такого рода : «гнусные духовные уроды», «если бы над вашей матерью надругались и назвали это искусством и смелостью?» Вы не всегда можете расслышать, что пропевают музыканты, но этот постоянный шум, как прибой, доносится до вас и создает тревожную городскую среду.

Пространство, которое мы выбрали для съемки - один из самых больших опустевших цехов Трехгорки , и есть прообраз большого города, внутри которого больше никто не живет. Ближе к концу, буквально на минуту, здесь возникают тени ткачих, их станки стояли между колонн, у которых пристроились музыканты. Это еще и воспоминание о смерти городского живого пространства и реакция на возникновение нового.

Снимая музыкантов, мы не хотели подменять музыку визуальными образами.

Выбор места для съемки, свет, крупности – весь фильм практически снят на средних и крупных планах– вот наше минимальное вмешательство, и, как написал один из первых зрителей этого фильма, « удивительно, что так можно один язык выражать другим, ничего не подменяя, не пережимая, не фальшивя, это словно природа».

Комментарий композитора Алексея Сысоева:  

«Люди, знающие меня близко, наверное согласятся с тем, что человек я далёкий от политики или какой-то социальной активности, сосредоточенный скорее на своём внутреннем мире и творчестве. Однако в последнее время стало ясно, что внешняя жизнь вокруг меня неожиданно трансформировалась из состояния бессмысленного балагана в нечто намного более опасное, в некий всколыхнувшийся ад… Свидетельством тому служат те документальные тексты, которые легли в основу моей большой пьесы для 12-ти поющих и играющих музыкантов под названием “Униженные и оскорблённые”. Тексты эти почерпнуты мною из интернета на подозрительных форумах, в комментариях к ютубовским роликам, документирующих “скандал” с новосибирской постановкой вагнеровского “Тангейзера”, но и не только… Часть текстов обнаружены мною на одном, казалось бы, “невинном” форуме, посвящённому классической музыке. И здесь, и там, везде всплывает некая совершенно осатанелая личина формально “оскорблённого” гражданина, точнее – “группы граждан”, чувствующего свою безнаказанность и пустоту внутри себя, которую он заполняет бессмысленной агрессией, направленной вовне.

Каждый понимает, что с этим бороться практически невозможно. Стоит, поэтому, начать с самого себя и попытаться нейтрализовать негативные эмоции, возникающие при соприкосновении с этой агрессивной средой. Как? Рассмеяться в ответ? Подняться над? Таковым и был мой повод для написания “Униженных”.

Я не хотел создать “памфлет” или “сатиру” (я это не умею делать). Я написал музыку, которую привык писать, и которая, как мне кажется, является именно тем, что называют музыкой “чистой”, т. е. герметически замкнутой на самой себе. Музыку, скорее задающей вопросы себе, чем обращающейся к слушателю с некоей литературной, например, программой. Я решал исключительно музыкальные задачи. В моём представлении, все эти ужасные текстовые документы нейтрализуются строгим и естественным музыкальным материалом. Агрессия растворяется в “бессмысленном” акте пропевания, и на первый план выходит “красота” музыкального материала, неотъемлимой частью которого (и, к тому же, строительными ячейками) становятся отдельные фразы, слова, фонемы текста.

Я думаю, меня самого вряд ли что-то может оскорбить. Тем более, оскорбить чьим-то творчеством, каким бы далёким от меня оно не было. Несмотря на то, что основное свойство настоящего художника – сомнение, нельзя забывать, что и статус “цивилизованного” человека гарантирован нам только при условии взаимного уважения и свободы. И этот статус мы завоёвываем себе сами. Сочетание этих качеств и позволяет нам существовать в искусстве, понимать его.

В заключение отмечу, что вас ждут почти 2.5 часа медленной, “странной” и, возможно, сложной для восприятия экспериментальной музыки. Возможно, сам факт её существования уже даёт повод для проверки вашей слушательской активности, чуткости, а, возможно, и… лояльности .
Не оскорбляйтесь понапрасну!

Этот проект был бы не возможен без участия и поддержки моих дорогих друзей и коллег, прекрасных музыкантов и композиторов Дмитрия Бурцева, Александра Маноцкова, Дмитрия Овчинникова, Владимира Горлинского, Кирилла Широкова, Александры Сериковой, Александра Скобеева, Саши Елиной, Даниила Пильчена, Андрея Гурьянова и Дарьи Звездиной».

кадры

расписание
Режиссер:Марина Разбежкина
Язык:русский
Время:02 ч 46 мин
Возраст:18+
Купить онлайн
Вступить в группы

Генеральный партнер 

logo_evraz.png

Официальное радио

Radio-Shokolad_dark.jpg Radiobfm.jpg

Официальный диджитал партнер 

BURO_logo.png

Информационные партнеры